ЦИГУН — статические упражнения

Коротко об истории вопроса.

Статические упражнения — так называемое сидение в покое (цзин цзо) — один из важнейших видов цигун. Литературные памятники, обнаруженные в ходе археологических раскопок, и исторические документы свидетельствуют, что подобные упражнения практиковались уже 2—3 тысячи лет назад. Им уделяли большое внимание врачи, ученые-конфуцианцы, мастера «боевых искусств», не говоря уже о даосах и буддистах. Еще легендарный мыслитель Лао-цзы толковал о «пустотности сердца, наполненности живота», «доведения пустотности до предела», «погружении в полную безмятежность и покой»; философ IV—III веков до новой эры Чжуан-цзы говорил о «сидении в забытьи»; в XII веке неоконфуцианец Чжу Си предлагал «полдня посвящать сидению в покое, полдня — чтению книг». Средневековые поэты и литераторы, например Ду Фу, Бо Цзюйи, Су Дунпо, Лу Ю и Оуян Сю, ученые нашего столетия, например Го Можо, и другие не упускали случая упомянуть о практике «сидения в покое» и сами применяли ее, оставив немало сочинений в прозе и стихах на эту тему.
В первой половине нашего столетия также появилось немало трудов о статических упражнениях цигун. Нельзя не отметить, к примеру, такие книги, как «Сидение в покое по методу Инь Шицзы» известного современного философа Цзян Вэйцяо, «Квинтэссенция сидения в покое» Дин Фубао, «Статические ’’методы совершенствования и вскармливания»» Чэнь Цяньмина и другие.
Пришедшие из Китая традиции медитативных статических упражнений по-прежнему сохраняются и распространяются в Японии и других странах. Например, во многих японских вузах и средних школах перед уроком учащиеся в обязательном порядке 5—6 минут уделяют подобным упражнениям. Их предписывается выполнять также и перед чтением вслух классических стихов, перед тренировкой по карате или дзюдо, различные их формы предусматриваются в ходе «чайной церемонии», занятий каллиграфией или оранжировкой цветов — икэбана. Можно утверждать, что в Японии статические медитативные упражнения знакомы едва ли не всем, без различия пола и возраста. Широкую известность приобрели книги Оката Торадзиро, Тода Томасаи и других мастеров, популяризирующих такого рода упражнения.
Помимо Японии, различные виды медитативных систем получили развитие в Индии, Советском Союзе, Америке, Европе, других странах и регионах. Например, чрезвычайно популярна во всем мире индийская йога. В сентябре 1989 года в древней китайской столице Сиани состоялась вторая Международная конференция по цигун, в которой участвовали специалисты по психофизиологическому тренингу многих стран мира. В вузах и научно-исследовательских учреждениях разных государств разрабатываются программы изучения методов психофизиологического тренинга, в том числе цигун. Особенно показателен пример Индии, где выполнение статических упражнений йоги обязательно для всех школьников и студентов.
В последнее время в Китае статилческим методикам цигун уделяется большое внимание. Так, в учебные программы нескольких университетов и средних школ Автономного района Внутренняя Монголия, некоторых начальных школ введено освоение статика-динамических упражнений цигун в комбинации со статическими. И это уже доказало их эффективность. Совсем недавно Центральное телевидение КНР показало передачу о применении оздоровительных упражнений цигун для детей в Пекине, а издательство «Народная физкультура» выпустило книгу с описанием этих методик. В Пекинском институте физкультуры продолжается углубленное изучение данной проблемы в рамках целевой программы научных исследований. В последние годы статические медитативные упражнения стали важным элементом подготовки спортсменов во многих странах. Например, известный китайский тренер по плаванию Му Чэнкуань с 50-х годов ввел в практику выполнение статических упражнений цигун перед началом каждой тренировки. Во многом похожие упражнения применяются при подготовке спортсменов в Германии, Канаде, США и СССР. Ряд трудов на эту тему, изданных в США и Советском Союзе, переведен и опубликован в Китае.

Функции статических упражнений цигун.
Лечебно-оздоровительный эффект от статических упражнений цигун давно подтвержден на практике и многократно описан в литературе, поэтому здесь нет необходимости говорить о нем подробно. Нам важно отметить их роль в повышении возможностей интеллекта и в воспитании характера.
Во время «сидения в покое» психическая деятельность и дыхание «стабилизированы», кора головного мозга и нервная система получают возможность отдохнуть, дыхание становится глубже и «тоньше», что улучшает снабжение организма кислородом. Отсюда «ясность» мышления после выполнения таких упражнений, что, естественно, благотворно сказывается на возможностях интеллекта. В ряде университетов и школ Китая проводились экспериментальные исследования этой проблемы. Например, в 1980 году Чжан Ганьчан и другие преподаватели Уханьского института физкультуры провели подобные эксперименты на базе трех университетов, средней школы при Уханьском университете, Уханьского института геодезии и картографии и ряда других учебных заведений. Они составили своеобразный комплекс упражнений, выполняемый за 15 минут. Подавляющее большинство участвовавших в эксперименте учащихся почувствовали его очевидную эффективность; выполнение упражнений способствовало ясности мышления, усвоению учебного материала и даже улучшению зрения. Облегчилось течение ряда хронических заболеваний, многие студенты обнаружили, что им значительно проще сосредоточиваться во время занятий. Повысилась их собранность, способность к самоконтролю, более уравновешенным стало поведение. В сентябре 1981 года на Всекитайском симпозиуме по цигун с научным докладом на подобную же тему выступил Ян Баотан, специалист из клиники Чжагуда (Внутренняя Монголия).
В 1982 году в журнале «Цигун» был напечатан очерк о том, как студент Ху Цинчжун благодаря самостоятельно составленному им комплекусу цигун повысил эффективность запоминания учебного материала.

Все это свидетельствует о необходимости широкого применения и внедрения статических упражнений цигун, выполняемых в течении 5-6 минут перед началом занятий.